День слона или почему в детском саду творческие материалы должны быть в зоне постоянного доступа

Когда работаешь с детьми, каждый день получается удивительным. Открытия каждого дня не опишешь. Мы их проживаем вместе и они остаются с нами.
Но бывают особые дни. Которыми хочется особо поделиться.

Например, как Семен помогал мне вытягивать слона, а он оказался такой большой, что вытянулся только хобот с ушами. А когда стали искать его в следующем куске пластилина, оказалось, что там прячется крокодил-друг-слона, а вовсе не тело нашего слона. Не легкая это оказалась работа искать слона в пластилине 🙂

Незаметно к нам присоединилась Василиса и Илья. А потом оказалось, что мы уже всем садиком “понавытаскивали” целый зверинец. Оказалось, что черепахам уж никак нельзя без озера, а крокодилам пришлось протянуть длинно-длинную-реку, фруктовую поляну посадить для слона и дикие джунгли для всей компании.
Мы прожили за этой работой целое утро, а потом весь день кто-нибудь уходил в мастерскую, подсаживался за стол и доделывал страшно-необходимо-важные детали.
Мы уже давненько не слышали фразы типа “я не умею лепить …”, или “у меня не получается”. Когда пластилин всегда в зоне доступа, когда в мастерскую можно зайти в любой момент, материал становится знакомым, кончики пальцев совершенно точно начинают чувствовать его текстуру, пластичность, гибкость, его (материала) и свои собственные возможности.

Конечно, не всегда знаешь, кто прячется в кусочке пластилина.  Бывает так: тащишь, например, ухо мышки, а оно вытягивается и вытягивается, вытягивается и вытягивается. “Да это же хвост кота!” — заявляет Илья. И правда, вот он — многоэтажный дом толстого и вальяжного кота, и его миска с сосиской, и сам он — спит под одеялом.

Кто знаком с творчеством Елены Макаровой, конечно увидели, что слонов мы не просто так вытаскиваем, и не просто так у нас в зале ожидания для родителей лежат ее книги, например, в «Начале было детство». 🙂

“С тремя предметами, случайно попавшими в поле зрения, можно играть до бесконечности. Они — разнофактурные, они — разной формы, они — разной породы. Сочетая их в композиции, мы увидим: желудь может быть туловищем, ножкой гриба, помпоном на шапке. Кусочек смальты — горой, крышей дома, фруктовым желе. В зависимости от этого наши предметы будут в композиции главными, определяющими или вспомогательными.
Одно превращается в другое. Теряя функциональность, предметы становятся волшебными. Крышка от кефирной бутылки с бусиной на ней — блюдечко с яблочком, покрутишь яблочко — и узнаешь, что делается на другом конце света.
В этой игре ребенку открывается чудо — оказывается, ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕМ, и, что ни задумаешь, можно сделать. Вылепить, нарисовать, скомбинировать из предметов, склеить, выгнуть из медной проволоки и т. д. Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир как бы сама диктует педагогу метод обучения. Его можно назвать «проведение через разное».
«Проведение через разное» расширяет представление ребенка о путях достижения цели, о многообразии способов, средств, которые даются ему в распоряжение исподволь, в игре.”

Проживайте с детьми через разное, ведь в начале всегда детство!

12_fufuka_detskii_sad_Harkov 034

About the author: Елена Лилитко

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.